Google ищет учёных, чтобы оценить, как сверхразумный ИИ изменит работу, образование и безопасность — даже если его создание займёт десятилетия
Новая вакансия Google DeepMind фокусируется на исследовании социальных последствий AGI, включая образование и здравоохранение
Google активно готовится к потенциальному будущему, в котором искусственный общий интеллект (AGI) станет реальностью, несмотря на отсутствие доказательств того, что достижение этой цели близко. В это апреле компания опубликовала вакансию на должность учёного в своей лаборатории DeepMind, который займётся исследованием «глубокого влияния» AGI на общество. Среди ключевых задач — изучение воздействия AGI на такие области, как экономика, право, здоровье, образование, а также переход от AGI к искусственному сверхинтеллекту (ASI) и исследование концепции машинного сознания. ASI — это гипотетическая форма ИИ, превосходящая человеческий интеллект во всех сферах, а машинное сознание отсылает к идее разумных машин, ранее встречавшейся лишь в научной фантастике.
► Показать
Хотя ни одна из ведущих лабораторий ИИ не представила доказательств близости к созданию AGI, Google и другие компании уже начинают планировать «пост-AGI» мир. Генеральные директора OpenAI Сэм Альтман и DeepMind Демис Хассабис, а также Илон Маск и другие ключевые игроки индустрии неоднократно обсуждали вероятность и последствия создания AGI. Однако вакансия Google указывает на то, что компании начинают предпринимать конкретные шаги для подготовки к этому событию, даже если оно остаётся гипотетическим.
Проблема заключается в том, что AGI — это слабо определённый термин. Например, в 2023 году OpenAI и Microsoft описали AGI как систему, способную приносить до $100 млрд прибыли, что далеко от научных критериев. В начале 2025 года Альтман заявил, что OpenAI уверена в возможности создания AGI «в традиционном понимании» и что первые ИИ-агенты «войдут в рабочую силу» уже в этом году. Однако глава Microsoft Сатья Наделла раскритиковал подобные заявления, назвав их «бессмысленным манипулированием критериями».
Критики отмечают, что разговоры о AGI и его потенциальном влиянии на общество используются компаниями как маркетинговая стратегия, позволяющая увеличить свою ценность за счёт гипотетических достижений, отвлекая внимание от реальных проблем, связанных с существующими системами ИИ.
Новая вакансия Google, однако, ориентирована на наиболее амбициозные интерпретации AGI. Среди задач — проведение исследований влияния AGI на различные сферы, анализ его социальных последствий и создание инфраструктуры для систематической оценки воздействия ИИ на общество. Это следует за публикацией отчёта DeepMind в начале апреля, в котором компания описала «ответственный путь к AGI». В отчёте утверждается, что ИИ, способный справляться с большинством когнитивных задач на уровне человека, может появиться в ближайшие годы, и подробно рассматриваются риски, связанные с его созданием, включая злоупотребления, несоответствие целей, аварии и структурные угрозы.
Google не комментировала свою инициативу, но действия компании свидетельствуют о серьёзном подходе к подготовке к потенциальному будущему с AGI, даже если его достижение остаётся под вопросом.